«Покупатель» и «Продавец» в пространстве Интернет

В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.

По экспертным оценкам Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) объем онлайн – продаж в Российской Федерации в 2015 году вырос на 7% к уровню 2014 года, составив 760 млрд. руб. (при этом доля трансграничной торговли в этом объеме составила 29%).

По мере возрастающего объема данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес - сообщества.

Практичность совершения покупок через Интернет заключается в том, что можно с легкостью не покидая дома получить желаемый и искомый товар непосредственно по месту своего нахождения. Заказ товаров через Интернет очень удобен для граждан с ограниченными возможностями, так как на сайте ассортимент такой же широкий, как и в самом магазине, но здесь покупку еще и привезут  домой потребителю.

У дистанционной торговли через Интернет нет возраста. Услугами магазинов в сети пользуется не только молодежь и занятые на работе граждане, которым просто некогда прийтись по магазинам, но и лица пенсионного возраста.

Поскольку данный метод реализации товаров прочно вошел в нашу жизнь, то необходимо помнить, что дистанционная торговля имеет ряд особенностей, отличающих ее от торговли стационарной:

1.Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.

2.От товара, купленного в Интернет-магазине  потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара - в течение семи дней.

3.В случае же, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о вышеназванном 7-дневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара, то потребитель будет вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (получения). Однако следует иметь в виду, что такой возврат будет возможен, если сохранен товарный вид товара, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца).

4.При отказе потребителя от товара надлежащего качества продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

5.В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. дистанционным способом.

6.Запрещается розничная торговля табачной продукцией дистанционным способом продажи (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").

Если товар, приобретенный потребителем дистанционным способом продажи товара, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель в отношении товара с недостатками в целях защиты своих прав должен будет руководствоваться соответствующими положениями статей 18-24 Закона «О защите прав потребителей».

При этом необходимо знать правила возврата товаров и помнить о сроках предъявления претензий.

Для того чтобы не запутаться и не потерять свои деньги во время совершения онлайн-покупок, не бойтесь пользоваться нормативными актами, регулирующими данный вид продаж.

Продажа товаров дистанционным способом, в том числе посредством информационно – телекоммуникационной сети Интернет, на территории Российской Федерации в общем и целом регламентируется соответствующими положениями статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а применительно к продаже товаров гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (см. статью 492 ГК РФ), также статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612.

  В свою очередь Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в рамках своих полномочий осуществляет контроль за реализацией товаров дистанционным способом.

С июня 2016 года в ежедневном режиме ведомством осуществляется просмотр сайтов сети Интернет на наличие предложений о продаже алкогольной продукции дистанционным способом.

И.о. заведующего

санитарно-эпидемиологическим отделом,

биолог В.В.Алдушкина

Дата: 16.03.2017