федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл»

О ВЛИЯНИИ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ

О ВЛИЯНИИ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА НА СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ

Атмосферный воздух представляет жизненно важную часть окружающей человека природной среды. Качество атмосферного воздуха оказывает большое влияние на состояние здоровья населения. Охрана атмосферного воздуха – одно из важных приоритетных направлений защиты окружающей среды.

В настоящее время многие крупные предприятия уже снизили выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Причины разные: кто-то уменьшил объемы производства, кто-то прекратил эксплуатацию цехов и участков – источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Но это не решает проблемы, и виной тому уже не только крупные предприятия, а различные организации малого и среднего бизнеса и автотранспорт – общественный и частный. В отличие от других источников загрязнения, автомобильный транспорт выбрасывает вредные вещества в непосредственной близости от жилой зоны. Следовательно, необходимо принимать во внимание очень локализованное влияние такого загрязнителя, также как и общее его влияние на состояние атмосферного воздуха. Эти особенности ставят проблему защиты атмосферы от загрязнения отработавшими газами автомобилей в ряд наиболее сложных и актуальных проблем в современном городе.

Количество и состав отработавших газов определяются конструктивными особенностями автомашин, режимом работы их двигателей, техническим состоянием, качеством дорожных покрытий, наличием зеленых насаждений, метеоусловиями. Степень загрязнения воздуха зависит также от профиля улицы, ее ширины, характера застройки и планировки прилегающих кварталов. Чем выше здание и ближе к проезжей части, тем выше концентрация вредных веществ в воздухе улиц. При одинаковой интенсивности движения автотранспорта на широких улицах концентрации вредных веществ до 30% ниже таковых на узких улицах. Малые скорости ветра являются наименее благоприятными для рассеивания выбросов автомобилей, наибольшие концентрации токсических веществ определялись при малой скорости ветра. Всего в отработавших газах идентифицировано более 200 различных химических веществ. В этой связи возникает необходимость выбора из всей совокупности базовых показателей, при наблюдении за которыми могут быть сделаны корректные выводы о ситуации и приняты управляющие решения.

Основную массу выбросов вредных веществ от автотранспорта составляют окислы азота, оксид углерода, углеводороды, сажа.

В атмосферном воздухе на  маршрутных постах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» и его Филиалом в г. Волжске контролируются такие вещества, как  диоксид азота, диоксид серы, углерод (сажа), оксид углерода, формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества.

Диоксид азота оказывает раздражающе действует  на легкие, вызывая в тяжелых случаях отек их, на верхние дыхательные пути и глаза, а также оказывает общетоксическое действие.

Диоксид серы – раздражает дыхательные пути, слизистые оболочки глаз, вызывает кашель.

Оксид углерода – токсичен, оказывает непосредственное действие на клетки, при этом уменьшается потребление кислорода тканями, влияет на углеводный обмен, обмен фосфора, действует на центральную нервную систему. Может вызывать потерю сознания, судороги, отдышку, удушье.

Формальдегид – обладает общей токсичностью, раздражает дыхательные пути, слизистые оболочки глаз, кожные покровы.

Сажаприводит к увеличению заболеваемости верхних дыхательных путей, органов дыхания и пищеварения, наблюдаются раздражения роговицы глаз и коньюктивы. На поверхности сажи конденсируются значительные количества смолистых веществ.

Бенз(а)пирен – обладает высокой канцерогенной активностью

Взвешенные вещества – представляет собой сложную смесь разнообразных химических соединений. Особую опасность представляют мелкодисперсные фракции взвешенных веществ (ВВ). Эпидемиологические исследования выявили достоверную связь между воздействием ВВ и следующими исходами: увеличение смертности от различных причин (общая, сердечно-сосудистая и респираторная патология), обострение существующих заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

            Контроль загрязнения атмосферного воздуха при проведении социально-гигиенического мониторинга осуществлялся на пяти маршрутных постах наблюдения г.Йошкар-Олы и двух г.Волжска. На протяжении нескольких лет нашей лабораторией проводились мониторинговые исследования загрязнения атмосферного воздуха на основных автомагистралях и в зеленой зоне г.Йошкар-Олы:

1 - Перекресток пр. Ленина и ул. Первомайская

2 - Перекресток ул. Красноармейская и ул. Первомайская

3 - ул. Шумелева (возле дома 10), м-н Интеграл

4 - Перекресток ул. Петрова и ул. Воинов Интернационалистов

5 - Сосновая роща

            За прошедший 2019 год проанализировано 1568 проб атмосферного воздуха, отобранных на 5 маршрутных постах. Пробы исследовались спектрофотометрическими, электрохимическими методами и методом высокоэффективной жидкостной хромотографии. Контроль, отбор проб воздуха и определение в них химических соединений выполняли в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» и РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»

            Удельный вес проб выше гигиенических нормативов от автотранспорта по

 г. Йошкар-Ола, в динамике трех лет составил:

2017 год – 0,6% (из 1568 проб 9 проб выше ПДК).

2018 год – 0,3% (из 1568 проб 5 проб выше ПДК).

2019 год – 0,7% (из 1568 проб 11 проб выше ПДК).

 

Удельный вес проб с превышениями гигиенических нормативов в 2017 -2019 гг.отличается незначительно.

            Результаты исследований за 2019 год показали, что превышения ПДК наблюдались по диоксиду азота  оксиду углерода и взвешенным веществам до 2 раз. Удельный вес проб с превышением ПДК по диоксиду азота и оксиду углерода составил 1,5%. , по взвешенным веществам 1,9%.Такие вещества, как бенз(а)пирен и диоксид серы, в отобранных пробах атмосферного воздуха не обнаруживались.

           

Результаты ведения социально-гигиенического мониторинга свидетельствуют  о большом вкладе автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы города. Одним из основных путей снижения негативного влияния автотранспорта на экологию города является создание и внедрение новых технологий производства моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками. Качество моторного топлива, используемого в настоящее время, относится к числу факторов, ограничивающих повышение экологической безопасности автотранспорта в России. В определенной мере решению проблемы качества атмосферного воздуха, вызванной выбросами автотранспорта, могут способствовать производство и использование альтернативного бензину моторного топлива (диметиловый эфир, пропан-бутан, метан), что позволит уменьшить выбросы в атмосферу оксида углерода, углеводородов, диоксида азота и других загрязняющих веществ.