Источники загрязнения атмосферного воздуха делятся на естественные (природные) и искусственные (антропогенные).
Естественные (природные) источники загрязнения воздуха: пыльные бури, вулканы, лесные пожары, выветривание земных пород, разложение земных организмов.
Искусственные (антропогенные) источники загрязнения воздуха: промышленные предприятия, транспорт, теплоэнергетика, отопление жилищ, сельское хозяйство.
Наиболее активными с точки зрения химического взаимодействия с компонентами атмосферы и биосферы являются соединения серы, азота, фосфора, галогенов, фенолов и формальдегид.
Ежегодно в атмосферу поступают сотни миллионов тонн оксидов серы, азота, галогенпроизводных и других соединений.
Основными источниками загрязнений атмосферы являются энергетика, автомобильный и авиационный транспорт, предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.
Наряду с газообразными веществами в атмосферу выбрасывается огромное количество аэрозолей различного происхождения (предприятия строительной индустрии, транспорт и др.).
Многие загрязняющие вещества, попадая в воздух, подвергаются химическим или фотохимическим превращениям с участием компонентов воздуха.
За последние 100 лет выбросы углекислого газа в атмосферу возросли в 30 раз, свинца - в 20 раз, двуокиси серы - в 15 раз.
Наличие предприятий, выделяющих вредные выбросы, даже при высокой эффективности очистных установок (97-98 %) существенно влияет на состояние атмосферного воздуха населенных мест.
В сельской местности загрязненность атмосферы в 10 раз, а в промышленных городах - в 150 раз выше, чем над океаном.
Техногенное поступление в окружающую среду широко используемых в производстве и быту химических соединений в 10-100 раз превышает их естественное поступление при вулканизации и выветривании горных пород. Так, все вулканы Земли ежегодно выбрасывают на поверхность около 3 млрд т вещества. За то же время в результате производственной деятельности извлекается из земных недр более 120 млрд т различных руд, горючих ископаемых, строительных материалов.
Автомобильный транспорт. В выхлопных газах автомобилей содержится до 3 % угарного газа, 0,06 % окиси азота, 0,5 % углеводорода, 0,06 % окиси серы, 0,004 % альдегидов и т.д.
Каждый легковой автомобиль ежегодно выделяет в воздух в среднем 800 кг окиси углерода, 220 кг углеводородов и 40 кг оксидов азота.
Автомобильному транспорту как источнику загрязнения воздушной среды присущ ряд особенностей. Во-первых, численность автомобилей в крупных городах быстро увеличивается, а вместе с тем непрерывно растет и валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Во-вторых, в отличие от промышленных источников загрязнения, привязанных к определенным площадкам и, как правило, изолированных от жилой застройки санитарно-защитными зонами, автомобиль - движущийся источник загрязнения, негативное воздействие которого распространяется на жилые районы,
места отдыха и т.п. В-третьих, автомобильный выброс распространяется на уровне дыхания человека и его рассеяние в условиях городской застройки затруднено.
Авиационный транспорт. При взлете 4-моторный реактивный самолет оставляет позади себя шлейф ядовитых газов, по объему равный выхлопу 6800 автомобилей.
Реактивный лайнер при перелете из Америки в Европу за 8 ч потребляет 35 т кислорода. Такое количество производят за то же время примерно 25 тыс га леса.
Летящие на большой высоте самолеты выбрасывают окислы азота непосредственно в нижних слоях стратосферы, где они вступают в реакции, ведущие к разрушению озонового слоя планеты. Особенно велико загрязнение атмосферы вблизи аэропортов.
Ракетно-космическая техника. При взлете ракеты-носителя, выводящей на орбиту корабли, выбрасывается в атмосферу и околоземное пространство 60 т хлористого водорода, 87 т аэрозолей окиси алюминия, 3 т окиси азота, 0,2 т хлора. Однако воздействие выбросов при полетах ракет на тропосферу и стратосферу очень незначительно. Интенсивное освоение околоземного космического пространства в течение последних десятилетий создает возможность серьезной угрозы разрушения газовой оболочки Земли.
Теплоэлектростанции. При сжигании угля, нефти, мазута в атмосферный воздух выбрасываются окислы серы (до 6 %), зола (до 320 т в сутки), окислы азота, окислы кальция и железа, мышьяк (канцероген), радиоактивные элементы (с радиоактивностью около 1 % от естественного радиационного фона).
Промышленные предприятия. Заводы черной металлургии выбрасывают в атмосферу с газами доменных печей железно-рудную пыль, сернистый газ, окислы углерода, азота, фенолы.
В выбросах предприятий цветной металлургии присутствуют мышьяк, свинец, пыль, сернистый газ, фтористые соединения, окислы тяжелых металлов и ряд других примесей. Иногда они обнаруживаются на расстоянии 4-5 км от источника.
С выбросами коксохимических предприятий в воздух поступают фенол, различные углеводороды, сернистый газ и ряд других токсичных соединений.
В районе коксохимических заводов сероводород обнаруживается в дозах, превышающих допустимые концентрации, на расстоянии 12 км, сернистый газ - до 11 км, бенз(а)пирен - до 2 км.
Нефтеперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности являются источниками выбросов в атмосферу углеводородов.
В воздухе крупных городов обнаруживается до 50 различных соединений углеводородов: парафины, олефины, ацетилены, ароматические углеводороды, хлорированные углеводороды.
Неблагоприятное действие веществ, обладающих токсическими свойствами, при проникании в организм человека может проявляться в виде острых или хронических отравлений и других заболеваний.
Загрязнение воздушного бассейна значительно усиливает коррозию металлов, ускоряет разрушение фасадов зданий, губительно действует на поверхность памятников, сооружений и покрытий, сделанных из природного камня, в особенности из мрамора и известняка.
Заведующий отделением коммунальной гигиены
Николаев А.П.
http://vmede.org