Отделом обеспечения социально-гигиенического мониторинга и оценки риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» совместно с отделом организации надзора (по ведению социально-гигиенического мониторинга) Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл проведено анонимное анкетирование среди 1527 школьников старших классов городских и сельских общеобразовательных школ. Цель анкетирования: изучить информированность школьников о влиянии компьютера на организм человека, а также выявление степени зависимости от компьютера.
Анкеты состояли из 18 вопросов и предложенных вариантов ответов. Заполнили анкеты 844 (55,3%) девушек и 683 (44,7%) юношей в возрасте 14-18 лет (городские школьники - 636 человек; школьники, которые проживают в сельской местности - 891). В анкетировании принимали участие учащиеся школ всех (17) муниципальных образований Республики Марий Эл.
Степень влияния компьютера в повседневной жизни человека весьма значительна. Для большей части опрошенных школьников компьютер (далее - ПК) и информационные технологии (далее - ИТ) в целом являются частью существования в современном обществе. Только 7 % учащихся отметили, что не используют ПК (ИТ), причем сельских школьников больше, чем городских (табл.1).
Таблица 1.
Часто ли Вы используете компьютер (ИТ) в повседневной жизни?
|
РМЭ, % |
Девушки, % |
Юноши, % |
Городские школьники, % |
Сельские школьники, % |
Часто, при любом удобном случае |
26,5 |
22,9 |
30,9 |
28,3 |
25,2 |
Практически постоянно |
26,5 |
24,1 |
29,4 |
31,0 |
23,2 |
Иногда, когда необходимо для учебы |
40,0 |
47,5 |
30,8 |
35,7 |
43,1 |
Не использую |
7,0 |
5,5 |
8,9 |
5,0 |
8,5 |
Безоговорочно, основным направлением использования ПК (ИТ) является «поиск информации» (в 82,2 % анкет выбран данный пункт ). Также ПК(ИТ) используют для «общения» 63,6 % респондентов. Третье место в рейтинге занимают «игры, развлечения» - 44% старшеклассников (табл.2).
Таблица 2.
Для чего Вы используете компьютер (возможны несколько вариантов ответа)? |
РМЭ, % |
Девушки, % |
Юноши, % |
Городские школьники, % |
Сельские школьники, % |
Общение |
63,6 |
65,2 |
61,4 |
66,4 |
61,6 |
Поиск информации |
82,2 |
87,1 |
76,1 |
83,7 |
81,1 |
Обработка информации |
28,5 |
27,5 |
29,7 |
29,3 |
27,9 |
Развлечения, игры |
44,0 |
28,2 |
63,5 |
46,2 |
42,4 |
Образование |
50,4 |
55,7 |
43,9 |
53,8 |
48,0 |
Другое |
3,9 |
3,5 |
4,5 |
4,4 |
3,6 |
Ряд вопросов задавались с целью выявления компьютерной зависимости школьников. Результаты опроса показывают, что современные школьники не имеют выраженной склонности к зависимости от ПК. Половина (50,3%) опрошенных сельских школьников легко могут представить жизнь без ПК. Городских школьников, которые утверждают, что отсутствие ПК никак не повлияет на их повседневную жизнь, меньше - 41,7%. Юношей, испытывающих острую компьютерную зависимость, для которых ПК – «вся моя жизнь», больше, чем девушек (5,7 % против 3,4% соответственно) (табл.3).
Таблица 3.
Можете ли Вы представить свою жизнь без компьютера? |
РМЭ |
Девушки |
Юноши |
Городские школьники |
Сельские школьники | |||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% | |
Не могу, это вся моя жизнь |
68 |
4,5 |
29 |
3,4 |
39 |
5,7 |
30 |
4,7 |
38 |
4,3 |
Могу, без проблем |
714 |
46,7 |
351 |
41,6 |
363 |
53,1 |
265 |
41,7 |
449 |
50,3 |
Не могу, это дает возможность работы с информацией, общения, развлечений |
514 |
33,6 |
322 |
38,2 |
192 |
28,1 |
241 |
37,9 |
273 |
30,6 |
Не знаю |
231 |
15,2 |
142 |
16,8 |
89 |
13,1 |
100 |
15,7 |
131 |
14,8 |
Настораживает, что 7,8% школьников готовы пренебречь жизненно необходимыми потребностями (такими как сон или питание) в пользу проведения за электронными устройствами и делают это часто; каждый третий школьник при необходимости готов предпочесть интернет сну.
У 7,1% старшеклассников прослеживается явная компьютерная зависимость, они не представляют своей жизни без ПК(ИТ), а это уже можно рассматривать как нервное или психическое расстройство. Каждый четвертый юноша склонен к игромании, что в будущем может быть чревато негативными последствиями. Девушек, которые испытывают желание играть в компьютерные игры, меньше - 7,6 %.
Каждый четвертый школьник проводит за компьютером более 3-х часов в день, а 2% старшеклассников указали в анкетах, что и того более, что свидетельствует о попустительстве и бесконтрольности со стороны родителей ситуации с использованием их детьми ПК. Также эти цифры свидетельствуют, что четверть респондентов не осведомлены о вреде ПК.
Ответы на вопрос, указанный в таблице № 4, показывают, что только 51,4 % школьников не испытывают дискомфорта при работе на компьютере. Это свидетельствует о правильной организации безопасной среды при взаимодействии с ПК со стороны родителей или при достаточной самоорганизации самих школьников. 48,6 % испытывают на себе факторы вредоносного влияния ПК на организм (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику).
Таблица 4
Испытываете ли Вы такие неприятные ощущения, как «песок» в глазах, жжение, головную боль, утомление мышц спины и шеи, раздражительность после работы на компьютере? |
РМЭ, % |
Девушки, % |
Юноши, % |
Городские школьники, % |
Сельские школьники, % |
Да, часто |
3,3 |
3,8 |
2,7 |
3,5 |
3,2 |
Да, но не обращаю на это внимание |
5,8 |
6,2 |
5,4 |
5,8 |
5,9 |
Не испытываю дискомфорта |
51,4 |
42,7 |
62,0 |
53,1 |
50,1 |
Иногда, когда долго сижу перед компьютером |
39,5 |
47,3 |
30,0 |
37,6 |
40,9 |
Ряд вопросов были направлены на выяснение знаний школьников о здоровьесберегающих технологиях при работе с ПК. Только 20,1 % школьников указали в анкетах, что делают через каждые 20 минут перерыв во время работы за ПК, а 26 % респондентов признались, что не делают этого. Большинство (53,8%) вспоминают о перерыве только тогда, когда наступает зрительная усталость глаз
17,6 % респондентов не знают, на каком расстоянии от глаз должен располагаться монитор ПК, а 6,9 % школьников ошибочно считают, что это расстояние составляет 1м и более. Большинство старшеклассников осведомлены о том, что расстояние от глаз до экрана должно составлять 60 -70 см, но не ближе 50 см (с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов).
Один вопрос анкеты предполагал выявление уровня знаний школьников о понятии «компьютерный зрительный синдром». Этим термином обозначается условно ряд проблем, возникающих со зрением у тех, кто постоянно работает за ПК. Компьютерный зрительный синдром проявляется характерными симптомами : зрительными (снижение остроты зрения, затуманивание зрения, трудности при переводе взгляда с ближних предметов на дальние, двоение видимых предметов, потемнение в глазах, избыточная световая чувствительность, снижение зрительной работоспособности, зрительное утомление) и глазными (боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок, чувство песка под веками, слезотечение, резь и жжение в глазах, « сухость» глаз). Анализ ответов показал об отсутствии знаний этой темы у 20 % старшеклассников.
Старшеклассники не достаточно осведомлены о том, что следует предпринять для правильной организации безопасной среды при взаимодействии с ПК (табл. №5).
Таблица 5
Как, по-вашему, организовать рабочее место, чтобы защитить глаза? |
РМЭ, % |
Девушки, % |
Юноши, % |
Городские школьники, % |
Сельские школьники, % |
Соблюдать оптимальное расстояние до экрана |
71,3 |
78,1 |
62,8 |
69,8 |
72,2 |
Смотреть на экран сверху вниз, на уровне глаз должен быть верхний край экрана, а не его центр |
6,2 |
58,8 |
6,6 |
7,9 |
4,9 |
Защищать экран от блика света |
12,8 |
10,7 |
15,5 |
16,2 |
10,4 |
Подобрать оптимальные настройки яркости и контрастности экрана, размер шрифта |
36,1 |
38,1 |
33,1 |
38,4 |
34,4 |
Отрегулировать высоту кресла |
19,6 |
22,4 |
16,1 |
20,4 |
19,0 |
Каждые 20 минут отрываться от экрана, переводить взгляд на отдаленные предметы |
48,7 |
55,6 |
40,7 |
49,4 |
48,2 |
Раз в час на 10 минут вставать из-за стола, делать перерыв с упражнениями для глаз |
33,7 |
37 |
29,6 |
33,0 |
34,1 |
Чаще моргать, не допускать высыхания роговицы |
27,7 |
28,7 |
26,2 |
26,3 |
28,7 |
Учитывать важность правильного дыхания |
2,6 |
1,8 |
3,5 |
2,4 |
2,7 |
К положительным моментам, выявленным в ходе анализа анкетирования, можно отнести информацию, свидетельствующую о том, что большинство подростков (67,4 %) осознают необходимость ограничения времени пребывания за компьютером ввиду возможного его негативного влияния на здоровье; 59,3% школьников осознают важность специальных упражнений для глаз.
Результаты анкетирования показали, что у большинства старшеклассников осознание вредного воздействия компьютера практически сформировано. Однако тот объем времени, который большинство подростков проводят за компьютером, указав об этом в анкетах, подтверждают предположение о приоритете компьютера над другими видами деятельности. Подростки «уходят» в виртуальный мир, лишены «живого» общения. Закономерным представляется то, что подростки, не обладающие полной и понятной информацией для их восприятия, будут сомневаться в рисках для здоровья, которыми они подвержены. В этом ключе необходимо планирование эффективных информационных мероприятий для решения вопроса профилактики компьютерной зависимости и сведению к минимуму последствий негативного влияния компьютера.
Необходима работа и с родителями, которые не всегда имеют возможность лично контролировать использование компьютера ребенком. Информировать о программах для ограничения времени работы на компьютере, которые позволяют создавать расписание работы подростка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в интернете.