Использование цифровых средств – обязательная составляющая современного школьного образования и досуга детей. Наряду с расширением дидактических возможностей преподавателя, увеличением объема получаемой информации, индивидуализацией обучения внедрение таких средств, как персонального, так и коллективного пользования цифровыми средствами в учебный процесс имеет ряд негативных особенностей. К ним в первую очередь относятся: интенсификация и формализация интеллектуальной деятельности учащихся, обуславливающее увеличение нервной и зрительной нагрузки; малоподвижность; воздействие электромагнитных излучений.
Гигиенические требования регламентируются действующими санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Гигиенические требования к компьютерным классам включают: поддержание оптимальных параметров микроклимата (19-21 градусов C, влажность 40-60 %), освещение (300-500 лк), нормированный уровень шума 50 дБ, правильную расстановку мебели и оборудования, соблюдение норм непрерывной работы за компьютером (от 15 до 35 минут, в зависимости от возраста), регулярную влажную уборку и проветривание.
Оборудование и мебель
· Расположение: Монитор должен быть расположен напротив пользователя, а свет — падать сбоку (слева), чтобы избежать бликов.
· Расстояние до экрана: 600–700 мм, но не менее 500 мм.
· Мебель: Должна соответствовать росту ученика, стул должен быть удобным для поддержания правильной осанки.
· Расстановка мебели: Парты расставляются таким образом, чтобы обеспечить доступ педагога к любому рабочему месту, по периметру вдоль стен, от стен отодвигаются на 70-100 см, друг от друга на 2 метра, расстояние между боковыми поверхностями монитора должно быть не менее 1,2 метра. В центре размещаются несколько двухместных парт для теоретических и индивидуальных занятий. К каждому рабочему месту подводится заземление.
Режим труда и отдыха
· Непрерывная продолжительность работы (для учащихся):
o 1–2 классы: не более 20 минут.
o 3–4 классы: не более 25 минут.
o 5–9 классы: 30 минут.
o 10–11 классы: 35 минут.
· Перерывы: Каждые 45–60 минут работы необходим перерыв на 10–15 минут, во время которого нужно делать гимнастику для глаз.
· Частота занятий: В идеале занятия с компьютером проводятся 1 раз в день и не чаще 3 раз в неделю.
Санитарная обработка
· Влажная уборка: Ежедневная влажная уборка помещения.
· Проветривание: Перед началом и после окончания занятий необходимо проветривать класс.
· Протирание мониторов: Экраны мониторов необходимо протирать ежедневно перед началом и после окончания занятий.
Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Однако длительные работа и занятия на персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Медицинские работники и специалисты в области производственной гигиены выделяют пять основных групп «компьютерных» заболеваний:
- заболевания органов зрения;
- заболевания опорно–двигательной системы (включая болезни суставов и мышц кистей и предплечий рук);
- заболевания желудочно–кишечного тракта (включая анорексию и геморрой);
- заболевания сердечно–сосудистой системы (включая болезни, обусловленные гиподинамией и гиповолемией);
- нервные расстройства и заболевания различной этиологии (включая эпилептические статусы).
В соответствии с СП 2.4.3648-20 персональные компьютеры должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
· При работе с персональным компьютером необходимо делать перерывы и проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для профилактики утомления.
· Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
· Занятия с использованием компьютера в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
· Также для образовательных целей не используются мобильные средства связи.
Врач по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ в Сернурском районе» Савельева Татьяна Вячеславовна