О правах и обязанностях потребителя коммунальных услуг

Основные права и обязанности потребителя перечислены в пункте 33 и 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.

        

Итак, потребитель имеет право:

 

-          Получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

-          Получать от исполнителя информацию о том, каким образом была начислена плата за коммунальные услуги, чтобы убедиться, что нет ошибок.

-           Требовать от исполнителя проведения проверок качества услуг и, если это необходимо, составления акта и, разумеется, исправления несоответствий.

-          Требовать уменьшения платы за коммунальные услуги, если те были предоставлены некачественно, не в полном объеме или если жители квартиры какое то время отсутствовали.

-          Требовать от исполнителя возмещения убытков, если таковые случились из-за того, что коммунальная услуга оказалась ненадлежащего качества. Причем возмещать коммунальщики обязаны не только материальный, но и моральный вред.

-          Требовать документы (удостоверение личности, наличие полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение) у представителя УК или ТСЖ, если тот просит впустить его в квартиру, чтобы проверить состояние оборудования, снять показания счетчика и т.д.

-          Ставить индивидуальный прибор учета, который показывает объемы потребленного ресурса (например электричества или воды) дифференцированно, с учетом времени суток, даже если общедомовой прибор учета – однотарифный. Исполнитель коммунальных услуг обязан ввести его в эксплуатацию в течение месяца после установки.

-          Если прописано в договоре, требовать от УК или ТСЖ, чтобы их сотрудники занимались техническим обслуживанием индивидуальных приборов учета.

-          Иные права, предусмотренные жилищным законодательством.

 

         Основные обязанности потребителей – это:

 

-     Если обнаруживается неисправность, пожар, потоп или любая друга авария, срочно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу и постараться до приезда специалистов своими силами если не устранить аварию, то хотя бы не дать ей не разрастись (если это не опасно для жизни и здоровья).

-     Сообщать исполнителям, аварийным службам об обнаружении неисправности приборов учета (и коллективных, и индивидуальных). Неисправностью считается и отсутствие пломбы.

-     Использовать в своих квартирах индивидуальные приборы учета, в домах – общедомовые.

-     Самим следить за сроками поверки индивидуальных приборов учета и ставить в известность исполнителей услуг о том, что вы планируете снять счетчик и отнести его в специальную организацию на поверку. Когда она завершится, отправить исполнителю копию свидетельства о поверке (впрочем, если в вашем договоре с исполнителем прописано, что это – сфера его ответственности, значит, этот пункт вас не касается).

-     Допускать коммунальщиков (и работников аварийных служб, представителей органов государственного контроля и надзора) в свою квартиру в заранее оговоренное время и не чаще чем 1 раз в 3 месяца. Исключение составляют аварии – в таких случаях пустить аварийщиков придется в любое время дня и ночи.

-     Если в квартире нет приборов учета, в течение пяти рабочих дней информировать УК, ТСЖ и т.д. о том, что в вашей квартире изменилось число проживающих (даже если в гости к вам приехали временно).

-     Вовремя в полном объеме платить за коммунальные услуги.

-     Иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством

 

         Кроме того, потребитель не имеет права:

 

-     Использовать бытовые приборы, мощность которых превышает максимально допустимые нагрузки на сеть.

-     Сливать теплоноситель из батарей (если нет разрешения от исполнителя).

-     Самовольно снимать, отключать или увеличивать число батарей в квартирах и офисах.

-     Самовольно срывать пломбы с приборов учета, снимать приборы учета или «скручивать» счетчики.

-     Несанкционированно подключать свое оборудование к внутридомовым сетям в обход индивидуальных приборов учета.